Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

плятт ростислав янович

Энциклопедический словарь

Плятт Ростислав Янович (1908-1989), актёр, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1927 в Театре-студии Ю. А. Завадского, с 1938 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1943 в Театре им. Моссовета. В артистической палитре Плятта - тонкий юмор и сатирический гротеск, мягкая ирония и глубокий драматизм. Роли: Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти), Барлей Купер («Дальше - тишина» В. Дельмара), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому) и др. Снимался в фильмах: «Подкидыш», «Мечта», «Послесловие» и др., в телефильме «Семнадцать мгновений весны». Государственная премия СССР (1982).

* * *

ПЛЯТТ Ростислав Янович - ПЛЯТТ Ростислав Янович (1908 - 30 июня 1989), российский актер, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1927 в Театре-студии Ю.А. Завадского, с 1938 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1943 в Театре им. Моссовета. Роли: Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти), Барлей Купер («Дальше - тишина» В. Дельмар). Снимался в фильмах: «Мечта» (1941), «Послесловие» (1983), в телефильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Визит к Минотавру» (1987). Государственная премия СССР (1982).

* * *

ПЛЯТТ Ростислав Янович (Иванович) [30 ноября (13 декабря) 1908, Ростов-на-Дону - 30 июня 1989, Москва], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1961). Герой Социалистического труда (1989).

В 1928 окончил драматические курсы под руководством Ю. А. Завадского (см. ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович). С 1927 актер Московского театра-студии под руководством Завадского, с 1936 - Ростовского драматического театра им. М. Горького, с 1938 - Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1941 - Московского театра драмы, с 1943 - Московского академического театра им. Моссовета.

Дебют

Первыми ролями молодого актера стал Человек в пенсне и офицер на вечеринке в спектакле «Простая вещь» (1927). Плятт сыграл ярко, броско. Он вообще в молодости тяготел к гротесковой характерности, любил грим, тщательно искал внешний рисунок роли. Его нелепые, долговязые юноши были уморительно смешны: пижон Гарри Компас в эксцентрической комедии «Компас» (1928), сын нэпмана Илюшка в «Нырятине».

Театр-студия Завадского

Долгое время актер играл откровенно отрицательных персонажей, таких как Нинкович в «Госпоже министерше» или Гастон Вальтье из «Школы неплательщиков», с удовольствием находя для них разнообразные сатирические краски. В этих легких, изящных комедиях Плятт чувствовал себя абсолютно свободно. А каким смешным был его Скалозуб в «Горе от ума» (1938) или Болингброк в «Стакане воды» (1937; в 1944 был повторен в театре им. Моссовета и долго шел с неизменным успехом). И какие точные характеристики нашел молодой актер для своего фон Ранкена - солидного, брезгливого господина, важно «покупающего» продажную любовь.

Театр им. Ленинского комсомола

Вообще-то Плятт мог играть все. Но «увидели» в нем актера на положительные роли только в Театре им. Ленинского комсомола (см. ЛЕНКОМ), где Плятт принял участие в спектаклях «Окна» по Голсуорси (см. ГОЛСУОРСИ Джон) (мойщик окон мистер Блэй) и в «Парне из нашего города» К. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович) (военврач Аркадий Бурмин). Перейдя в Московский театр драмы, актер с огромным успехом продолжал играть Аркадия. И одна за другой пошли роли «хороших людей», интеллигентных, умных, достойных.

Снова к Завадскому

Плятт был идеальным актером Завадского, соединяя в своем творчестве две актерские школы - вахтанговскую, с ее стремлением к яркой театральности, изысканной иронии, и метод Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич), с его углублением в психологию персонажа. Плятт считался мастером перевоплощения, он с удовольствием придумывал своим персонажам самые невероятные обличья, и в то же время был необычайно выразителен в незамысловатых психологических сюжетах, как, например в чеховском «Тапере», вошедшем в спектакль «Пестрые страницы», - грустной истории несостоявшегося таланта, погубленной жизни.

С удовольствием играл актер в «Шторме» (Раевич), «Волках и овцах», «Норе» (Крогстад), «Чайке» (Дорн), «Лешем» (Войницкий), «Маскараде» (Казарин), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов).

На протяжении всей своей творческой жизни актер снова и снова обращался к образу Бернарда Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), что отчасти было следствием их внешнего сходства. Впервые он сыграл его в спектакле «Ученик дьявола» (1933), появившись в финале в гриме Шоу. Позже в «Цезаре и Клеопатре» Плятт в образе Шоу начинал действие, а потом уже играл самого Цезаря. Но особый успех в роли писателя актер имел в спектакле . Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич) «Милый лжец» Дж. Килти, в котором в паре с Л. П. Орловой (см. ОРЛОВА Любовь Петровна) проникновенно проживал историю удивительной любви, связавшей жизни великого драматурга и знаменитой актрисы Патрик Кэмпбел. А в 1970-е гг. на телевидении был подготовлен цикл передач о Шоу («Театр Бернарда Шоу»), в которых Шоу (Ростислав Плятт) беседовал с Литературоведом (А. А. Аникст (см. АНИКСТ Александр Абрамович)).

В 1969 вместе с Ф. Г. Раневской (см. РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна) Плятт пронзительно нежно сыграл в трогательном спектакле «Дальше - тишина». Эта тема прощания с жизнью, достойного ухода появится в его творчестве еще не раз, в том числе и в фильме Марлена Хуциева (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович) «Послесловие» (1983, Алексей Борисович).

Кино

В кино Плятт пришел поздно, почему-то кинематографисты не сразу разглядели в нем возможного киноактера.

Первая роль была совсем крохотной - военспец в фильме «Ленин в 1918 году». Зато следующая - чудаковатый холостяк в трогательной комедии «Подкидыш» (1939) - сразу полюбилась зрителям.

С тонким юмором и дальше играл он роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в «Мечте» (1943), сосед-холостяк в фильме «Слон и веревочка» (1946), пассажир в «Первокласснице» (1948), честный добропорядочный господин Грин в «Убийстве на улице Данте», вдохновенный ученый Данкевич в фильме «Иду на грозу» (1965), мудрый пастор Шлаг в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) и мн. др.

Зато для завхоза Бубенцова из фильма «Весна» (1947) актер не пожалел сатирических красок, от души высмеяв самовлюбленного проходимца.

С 1931 Плятт активно работал на радио, с удовольствием участвуя как в серьезных передачах, так и в детских, без устали озвучивая разных зверюшек.

Лауреат Государственной премии СССР (1982 - за спектакли, сыгранные в Московском академическом театре им. Моссовета).

Большой энциклопедический словарь

ПЛЯТТ Ростислав Янович (1908-89) - российский актер, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1927 в Театре-студии Ю.А. Завадского, с 1938 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1943 в Театре им. Моссовета. Роли: Бернард Шоу ("Милый лжец" Дж. Килти), Барлей Купер ("Дальше - тишина" В. Дельмар). Снимался в фильмах: "Мечта", "Послесловие" и др., в телефильме "Семнадцать мгновений весны". Государственная премия СССР (1982).

Полезные сервисы